Библиотека выступлений

БИТУМНАЯ ДИАЛЕКТИКА

29.04.2016 На вопросы журнала отвечает генеральный директор ООО «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов

«Газпром», №4, апрель 2016

Лучше рынка

– Дмитрий Викторович, каким был прошлый год?
Макроэкономическая ситуация, конечно, отразилась и на нашем бизнесе. Объем финансирования дорожной отрасли в прошлом году сократился, реализация некоторых проектов была перенесена на более поздний срок. Очевидно, что и битумный рынок сужается. По итогам 2015 года зафиксировано, что в целом по стране произошло снижение производства на 10%, а потребление на внутреннем рынке уменьшилось на 14%. Если говорить в абсолютных цифрах, то в 2014 году в России объем потребления вплотную приблизился к 6 млн тонн, а в 2015-м составил около 5 млн.
Однако нам удалось не только сохранить свою долю на рынке, но и укрепить позиции. Мы произвели 1,7 млн т битумной продукции – очень близко к уровню 2014 года. Сегодня мы абсолютно конкурентоспособны на рынке - производим высококачественные битумные материалы, имеем широкую линейку продукции,  быстро реагируем на изменение конъюнктуры за счет подстройки структуры производства и предоставления уникальных сервисов. К примеру, выпуск премиальных продуктов по итогам прошлого года вырос более чем на 40% – до 60 тыс. т, двукратно был увеличен объем перевозок брендированным автотранспортом – до 200 тыс. т (на 81%). В 2015 году запущены новые полностью автоматизированные линии фасовки вяжущих на Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ) и Рязанском заводе битумных материалов (РЗБМ).

– Почему ваши результаты лучше среднерыночных?
– Наше преимущество в комплексном подходе, сочетании качественного продукта и полного цикла сопутствующих услуг. Помимо того, что мы используем новейшие производственные технологии, мы предоставляем технологическую экспертизу, организуем фасовку продукции для транспортировки на дальние расстояния, непосредственно доставку, используем удобные банковские инструменты.
Расскажу о новшестве, которое, как мне кажется, наглядно иллюстрирует наш подход. Нередко сталкиваемся с такой ситуацией: под паспортами битумных материалов нашего завода потребителю привозят чужой некачественный продукт. Чтобы гарантировать качество и  исключить такие ситуации в дальнейшем, мы разработали и запустили с начала этого года специальный сервис «Контроль качества»,  доступный как на нашем сайте, так и на мобильных устройствах. С помощью нового приложения потребитель может отследить, на каком заводе «Газпром нефти» продукт был произведен и отгружен, получить информацию о номере партии и пробы, дате, а также обо всех технических характеристиках. Казалось бы, простой сервис, но для российского битумного рынка он уникален. Мы – первая компания, внедрившая подобное решение.

– Что дает вам возможность сохранять лидерские позиции?
– Постоянный диалог с потребителями нашей продукции и госрегуляторами дорожной отрасли. Мы следим за мировыми и отечественными тенденциями на рынке, стараемся быть на шаг впереди. В сентябре этого года заканчивается переходный период вступления в силу Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011). С этого момента должно начаться активное применение битумных материалов, отвечающих требованиям нового ГОСТа 33133. На данный момент компания проводит ряд мероприятий по модернизации мощностей, а также осуществляет НИОКРы, которые направлены на обеспечение стабильного производства продуктов с соответствующими характеристикам. Кроме того, мы неизменно расширяем ассортимент, причем не только традиционных битумов, но и модифицированных. Модернизация нашего Рязанского актива, напомню, крупнейшей площадки в России по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), дала возможность выйти на рекордные показатели по производству. Предыдущий максимум за год был на уровне 32 тыс. т, а результат 2015 года – уже 43 тыс. т.
Важно, что на Рязанской площадке уникальный кадровый состав и значительный научный потенциал, которые мы развиваем. В этом году запланировано открытие научно-исследовательского центра (НИЦ), в компетенции которого войдет исследование не только модифицированных битумов, но и асфальтобетонов, что поднимет технологическую экспертизу дорожных материалов на качественно новый уровень. Помимо разработки рецептур новых видов ПБВ и обычных битумов по EN-стандарту, на Рязанском активе получен продукт, эксплуатационные характеристики которого позволяют использовать его в условиях Крайнего Севера - ПБВ-200.

– А какова ёмкость этого рынка?
– Если говорить о российском рынке инновационных битумных материалов, то его объем не изменился по сравнению с 2014 годом и составляет порядка 150 тыс. т.

Новый завод

- Как вы развиваете свою производственную базу?

К производственным площадкам в Москве, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии с 2016 года добавилась ещё одна – в Вязьме. Наша компания приобрела 75% в уставном капитале ООО «НОВА-Брит», владеющего заводом по производству инновационных битумных материалов.
Предприятие уникальное. Ассортимент насчитывает более 30 наименований. Там производятся дорожные, мостовые и аэродромные мастики, герметики, эмульсии и битумные стыковочные ленты. Потенциальная мощность – до 80 тыс. т в год. Для нас особенно ценно, что этот завод обладает не только всей необходимой инфраструктурой для выпуска, хранения и отгрузки премиальных продуктов, но и своей испытательной базой. Здесь внедряются собственные инновационные разработки, выпускаются высокотехнологичные битумопроизводные материалы, широко востребованные в сфере строительства, ремонта и содержания автодорог, аэродромов, прочих объектов транспортной инфраструктуры.

– Рынок битумопроизводных материалов ёмкий?
– В 2015 году он оценивался в 122 тыс. т. Через 10 лет ожидается его увеличение до 220 тыс. т. И дело не только в том, чтобы выйти на этот рынок с отличным продуктом. Решение о приобретении предприятия в Вязьме – это важная составляющая долгосрочной стратегии развития нашей компании. Очевидно, что с завершением модернизации российской нефтепереработки, в России будет ограничение по сырьевой базе. Для нас это вызов, на который придется отвечать - нужно идти вперёд, развиваться, поэтому ограничения по количеству надо компенсировать, прежде всего, ростом качества, а также альтернативными предложениями традиционному битуму.


– «Битумная диалектика»?
– Да. Соответственно, наша главная задача – технологическое лидерство на российском рынке.
Есть и ещё одно важное обстоятельство. Для нас ясны рынки традиционных и модифицированных вяжущих. В нашем ассортименте – дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие, полимерно-модифицированные битумы (ПМБ G-Way Styrelf) и битумные эмульсии. Но существует некий разрыв: к примеру, в аэродромном строительстве потребляется больше битумопроизводных продуктов (битумные ленты, мастики, герметики), чем непосредственно битумов, как в дорожной отрасли. Интеграция «НОВА-Брита» позволяет нам расширить линейку битумных материалов для различных отраслей, дифференцировать поставки премиальных продуктов и сформировать комплексное предложение.

– Как среди ваших потребителей оказались аэропорты?
– В этой области есть определённая специфика, но в целом действуют те же принципы, что и в дорожном строительстве. Выход на этот рынок логичен с точки зрения комплексного подхода к бизнесу. По существующей государственной программе к 2020 году должно быть реконструировано около 100 аэродромов. Проект масштабный и требующий внимания при выборе материалов и поставщиков, особенно с учетом того, что значительная часть работ будет проводиться в восточных регионах России. Качество наших битумных материалов уже отлично себя зарекомендовало, и мы планируем расширить поставки битумосодержащих продуктов. Многолетний опыт специалистов завода в Вязьме здесь будет очень кстати: как профессионалы в своем сегменте рынка, они прекрасно знают, какие продукты для каких нагрузок и для каких климатических зон необходимы.

– Насколько в целом сложно учитывать климатическую специфику при производстве продуктов для разных регионов? Страна ведь большая и климатических зон много, условия эксплуатации разные.
– Зачастую нам приходится разрабатывать марки продукции по индивидуальным запросам. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию научного потенциала – в первую очередь, на Рязанском и Вяземском активах. Наши разработки и исследования позволяют предлагать материалы с теми эксплуатационными характеристиками, которые требуются для тех или иных регионов.
С запуском НИЦ на базе Рязанского завода битумных материалов мы будем иметь возможность предоставить потребителям данные о том, как битумные материалы поведут себя в составе их конечного продукта, который и составляет дорожное покрытие. Значит, мы сможем разрабатывать ещё более надёжные и востребованные вяжущие, наиболее подходящие для конкретных условий эксплуатации.

– Каковы планы внутри страны?
– Качество и эффективность – основные наши приоритеты. Продолжим расширять предложение для дорожных компаний за счёт высокотехнологичных продуктов. Безусловно, будем развивать поставки для строительства аэродромной инфраструктуры. Новое направление – изоляция для трубопроводного транспорта, которое мы начинаем осваивать с продукцией актива в Вязьме.
На Рязанском активе разрабатываются новые рецептуры, расширяются складские мощности. А в Омске на стадии реализации находится проект по обеспечению выпуска новых марок битумов улучшенного качества.
В целом планируется продолжение модернизации производственных мощностей, совершенствование качества выпускаемых битумных материалов и освоение новых рынков. Это позволит расширить географию поставок, создаст нам весомое конкурентное преимущество, оживит рынок.

– А что у нас внутри страны может служить драйвером развития отрасли?
– Крупные проекты регионального, федерального и национального масштаба. Такие, к примеру, как чемпионат мира по футболу. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех городах, которые готовятся к чемпионату, развивается дорожная инфраструктура.
Кроме этого, на финальной стадии реализации уникальный транспортный проект в Санкт-Петербурге - западный скоростной диаметр (ЗСД), запуск которого состоится в середине 2016 года. В рамках нашего соглашения о сотрудничестве с «Магистралью Северной столицы» (консорциум, созданный для строительства ЗСД) со второго квартала этого года мы планируем начать поставки модифицированных битумов по специально разработанным для этого проекта рецептурам.
Драйвером будут и другие федеральные проекты – строительство ЦКАД, автомобильных дорог Москва-Санкт-Петербург, «Скандинавия» и пр.


От России до Латинской Америки
– Оказывал ли поддержку производству экспорт?
– Если говорить про российский рынок в целом, то доля экспорта в нем крайне мала. По оценке экспертов, в среднем на экспорт вывозится около 230 тыс. т битумной продукции, а ввозится всего 30 тыс. Для нас приоритетным является отечественный рынок, при этом продукция, которая соответствует международным стандартам качества, становится востребованной и за границей. Экспортное направление в прошлом году активно развивалось, в объеме поставок за рубеж увеличилась доля ПБВ.

– На какие внешние рынки шли поставки?
– В первую очередь на традиционные для нас направления: в Монголию и Казахстан. С Рязанского актива начали экспорт в Центральную и Восточную Европу: Чехию, Турцию, Румынию, Италию, Польшу, Израиль, Болгарию и Латвию. Первые пробные поставки выполнили в Латинскую Америку и Африку.

– Почему покупают ваш продукт, всё-таки та же Латинская Америка находится довольно далеко?
– Мы долго работали с логистическими компаниями, чтобы добиться оптимального предложения для перевозки наших грузов. К тому же предлагаем удобное технологичное решение для транспортировки: у кловертейнеров (однотоннажных контейнеров) коэффициент заполнения – 98%, их просто грузить как в автомобильный транспорт, так и в грузовые контейнеры. Благодаря мультимодальной логистике теперь есть возможность доставлять нашу продукцию практически в любую точку мира.
Что касается качества, то, к примеру, на текущий момент на Рязанском заводе битумных материалов «Газпром нефти» производится более 20 марок модифицированных битумов, отвечающих требованиям Евросоюза (EN). Сейчас прорабатывается возможность производства и отгрузки битумов по EN на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Уже пройдена необходимая сертификация на Московском НПЗ. В перспективе – «Ярославнефтеоргсинтез».

«Шёлковый путь»
– Как развивается ваш бизнес в Казахстане?
– Рынок Казахстана очень перспективный, его ёмкость оценивается примерно в более полумиллиона тонн. Три года назад «Газпром нефть» приобрела в Южном Казахстане, вблизи Шымкента, актив для выпуска традиционных битумов с годовой производительностью до 180 тыс. т в год. За это время мы уже практически вышли на полную проектную мощность – в 2015 году наш казахский завод реализовал более 170 тыс. т битумной продукции.
При этом мы активно взаимодействуем с Правительством Республики, у нас подписаны соглашения о сотрудничестве с Комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и с Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ). В прошлом году мы поставили первые партии ПБВ в республику (с Омского НПЗ). Наши полимерно-битумные вяжущие применялись при реконструкции транспортной инфраструктуры аэропорта в Петропавловске, а также мы осуществили поставки ПБВ для строительства двух опытно-экспериментальных участков: на севере и на юге Казахстана. Потребители – дорожные компании и регуляторы – высоко оценили продукт. Теперь на повестке вопрос о локализации производства ПБВ в Казахстане.

– Насколько сильно на дорожную отрасль Казахстана влияет китайский проект «Шёлковый путь»?
– Влияние огромное. По территории Казахстана в сторону России проходит треть автомобильных магистралей в рамках «Шёлкового пути»: так называемый транснациональный коридор Западная Европа – Западный Китай. Наш актив находится в непосредственно близости. И мы являемся одним из основных поставщиков битумных материалов для строительства асфальто-бетонных участков.

- А после реализации этого мирового проекта есть возможности для дальнейшего развития и перспективы?
– Битумные материалы требуются не только при строительстве дорожной инфраструктуры, но также для ремонта и реконструкции. Развитую сеть автомобильных дорог надо поддерживать. Работы для производителей битумов будет много. Кроме того, в Казахстане совершенствование дорожной сети сейчас – приоритет. И четко прослеживается тенденция к использованию новейших технологий.  Сейчас мы реализуем в Казахстане традиционные битумы, но в 2016 году видим возможность расширить поставки модифицированных.

– Какие у вас планы по развитию на внешних рынках?
– Мы определили перечень потенциально интересных регионов, включающий около 20 стран. Следим за ситуацией на этих рынках и оцениваем логистические возможности. Проводим переговоры. К примеру, мы уже получили положительные отзывы на нашу продукцию из Китая.
В целом наши принципы ведения бизнеса, подразумевающие установление долгосрочного и эффективного сотрудничества с потребителем, едины для российского и зарубежного рынков. И в сочетании с нашими технологическими и сервисными преимуществами, я уверен, будут способствовать успешному развитию компании.



Беседу вёл Александр Фролов




Возврат к списку